Лотосовые ножки китайских красавиц

Китаянка… Какая ассоциация возникает прежде всего? Белое фарфоровое личико с раскосыми глазками, семенящая походка, ножки – тоненькие, как стебель лотоса, ступня – как цветок того же самого лотоса, силуэт тонкий, полупрозрачный, фигурка покачивается при ходьбе, словно ива на ветру…

Китаянка... Какая ассоциация возникает прежде всего? Белое фарфоровое личико с раскосыми глазками, семенящая походка, ножки - тоненькие, как стебель лотоса, ступня - как цветок того же самого лотоса, силуэт тонкий, полупрозрачный, фигурка покачивается при ходьбе, словно ива на ветру...

Да попробуй не покачайся, когда вместо ступни у тебя культя размером с сигаретную пачку! Кстати, стильные туфли-"лодочки", изобретение ХХ века - не что иное, как отголосок этой самой китайской моды: силуэт "лодочек" вторит дизайну миниатюрных "лотосовых туфелек". Более того, парижские дизайнеры обуви нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как "китайские туфли". Дизайнеры заприметили фасон этих туфелек на китайском фарфоре и прочих милых безделушках модного тогда стиля "шинуазери" (китайщины).

Оттуда же в Китае взялась любовь к такой странной ножке? Считается, что первой эту моду ввела некая придворная дама, жившая в эпоху раннего Средневековья, искусная танцовщица по фамилии Ю. Дама сия славилась великим изяществом. Однажды она заказала себе микроскопические туфли в виде золотых цветков лотоса. Чтобы стать предтечей Золушки и влезть в эти в эти туфельки, Ю якобы забинтовала ноги кусками шелка - чтобы стали меньше.

История умалчивает, стали ли они от этого меньше, но Ю вроде бы влезла в детскую обувь и танцевала, изгибаясь, как ива. Остальные придворные дамы стали подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повальной. Так что же это за процедура такая, которая позволяет из 38-го размера, "отмерянного" тебе матушкой-природой, сделать 15-й или 20-й? Жутковатенькая процедура, надо сказать...

Во имя красоты девочек уродовали лет с четырех, пяти; младенцев не трогали - их крик от дикой боли не давал мамам уснуть и только поэтому бедные девочки и могли жить спокойно до четырех лет. А вот когда достигали этого несчастного возраста, то начинались муки: специальными мокрыми полосками ткани им бинтовали ноги, поджимая под стопу четыре пальца - кроме большого. Бинт, высыхая, стягивал стопу, и девочка испытывала жуткую боль. Постепенно, годам к десяти, пальцы отмирали, а если не отмирали, то съеживались, ссыхались, врастали в стопу. Кости неизбежно деформировались.

После десяти девочку заново учили ходить. Из-за обматывания бинтами не только пальцы подгибались и отмирали, но и стопа уже не росла в длину, зато выгибалась в форме лука, выпирая вверх, и имела вид треугольника. Понятное дело, что такая стопа не давала прочной опоры и являлась причиной той самой покачивающейся походки.

Пытка эта продолжалась до совершеннолетия. Стопа к этому времени напоминала копытце длиной со стопу пятилетнего ребенка. Красиво? С нашей точки зрения уродливо до содрогания. Как представишь себе эту "красоту", жить не хочется! Особенно если посмотреть на стопу снизу...

Однако китайские мужчины так не читали, более того, именно такая ножка считалась верхом сексуальности, критерием вкуса и элегантности. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными! У многих китайских писателей можно прочитать, что один лишь мимолетный взгляд на женскую ножку вызывал в мужчинах острый приступ сексуального возбуждения. А "раздевание" этой ножки от бинтов (которыми продолжали бинтоваться и в старости, потому что только забинтовав ногу, на ней можно было хоть как-то передвигаться) было верхом мужской сексуальной фантазии.

Понятное дело, что ни о каком самостоятельном передвижении для женщины и речь не шла. Да и зачем передвигаться даме из высшего света - а именно такие дамы подвергались процедуре бинтования, это было их привилегией. Ну, еще специально подготавливаемых певичек-проституток не обошла эта стезя - их, как гейш в Японии, готовили к этой профессии с детства, уродуя во имя красоты. Понятное дело, что простоя крестьянка себе ноги бинтовать не будет - иначе как в поле работать?

Однако сохранились фото, на которых девушки явно не аристократического происхождения...

Подсчитано, что за всю китайскую историю до 1912 года (когда бинтование было запрещено законом) через эту жуткую процедуру прошло более миллиарда (!) китаянок. Живучесть такого странного обычая специалисты объясняют закрытостью китайской цивилизации, ее особой стабильностью, сохраняющей устои и обычаи в неприкосновенности целыми тысячелетиями.

Размер "лотосовой ножки" был важным критерием при заключении брака. Чем меньше по размеру уродливая (ой, пардон, красивая) культя - тем ценнее невеста. Цена невесты, неспособной ни шагу сделать и передвигающейся в паланкине - вообще взлетала до небес.

"Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног", - пишет историк В.Лю. Как при этом женщина, лишенная движения, могла оставаться стройной - великая китайская загадка.

Модные "фасоны" женских ножек в разных областях Китая были разные: где-то предпочитали короткие и миниатюрные, а где-то - узкие и тонкие. В любом случае, ходить было невозможно ни на тех, ни на других. Туфельки под это уродство (о, пардон, красоту неземную) шились тоже самые разные.

Удивительно другое: если нам этот обычай кажется варварским, нам тяжело принять этот пережиток прошлого, то сами китаянки страшно гордились своими "лотосовыми ножками". По утверждению врача, коллекционера Го Чжи-шэна, беседовавшего с более чем двумя сотнями китаянок (сохранивших свои ножки с тех лет, когда еще не было ведено запрета на бинтование), более половины продолжали гордиться своими ногами и с радостью демонстрировать их всем желающим. Это были уже глубокие старушки, не утратившие при этом стремления нравиться.

Təklifinizi, şikayətinizi bizə yazın. Sizi dinlərik. 055 634 88 31