Гирканские чудеса

А не отправиться ли нам на природу? Исторические города, достопримечательности - это все, конечно, прекрасно, но иногда хочется просто свежего воздуха, простора и красивых пейзажей. Всего этого у нас в избытке, нужно только покинуть город. И это будет не просто путешествие, это будет называться красивым словом "экотуризм". Экотуризм в Азербайджане развивается все активнее, ему уделяется огромное внимание.

Так куда же направиться? Куда-нибудь, где девственная природа, не испорченная еще человеком, - мы ведь мастера все портить, в том числе и среду собственного обитания! Предлагаю отправиться в Гирканский национальный парк, истинную жемчужину в короне азербайджанских парков и заповедников.

Гирканский национальный парк начал свое официальное существование под таким названием с 9 февраля 2004 г. Любопытно, что Министерством экологии и природных ресурсов Азер­байджана было предложено включить его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В принципе, оснований для такого предложения предостаточно. О Гирканских землях мы находим упоминание у Фран­суа Рабле в его "Гаргантюа и Пантагрюэле", у Теофиля Готье и даже у Шекспира. "Я смею все, что может сметь мужчина. Явись в любом другом обличье мне - как грозный носорог, иль тигр гирканский...", - говорит Макбет.

Сравнение сильного мужчины с гирканским тигром - не случайно. В то время богатейший животный мир Гиркан­ской низменности был практически притчей во языцех. Даже Каспий назывался Гирканом! В наследство из тех времен мы получили реликтовые леса, которым, как говорят ученые, 13 млн лет. Т.е. не самим деревьям, конечно, они столько не живут. Просто на этих местах в течение 13 млн лет существуют лесные массивы. Когда произносишь вслух эту цифру - 13 миллионов - где-то внутри все сжимается и даже голова кружится. Но это правда, эти леса стоят именно столько лет. И как можно было не создать на этом месте сначала заповедник, а потом Национальный парк?!

Создание национальных парков - это со всех сторон очень полезная акция. Во-первых, многострадальную природу станут оберегать и защищать. Во-вторых, ее будут восстанавливать. Точнее, позволять ей восстанавливаться самой. Такое уж у матушки-природы удивительное свойство - ты не мешай ей, она сама все сделает. И на месте вырубок вырастут новые деревья, на месте пожарищ все затянется зеленым покровом, а в лесу, откуда прогнали последнего леопарда, снова бу­дут бегать маленькие леопардики. Или тигрята.

В-третьих, наряду со строго ох­раняемыми, т.н. "зонами покоя" (резерватами), куда доступ для всех категорически закрыт (чтобы дикие звери и птицы чувствовали себя спокойно и безбоязненно), появится возможность заняться экотуризмом.

Для любителей та­кого вида отдыха разработаны разные маршруты: начиная от пе­ших облегченных - для детей или пожилых людей, до сложных, многодневных, конных или автомо­биль­ных. Отправившись в такое путешествие, можно будет прикос­нуться к природе, ощутить все ее разнообразие, всю ее прелесть и доброту.

Гирканский национальный парк занимает площадь 40538 га, находится на высоте 1818 м над уровнем моря и располагается сразу в двух районах - Ленкоранском и Астаринском. Понятное дело, что появился он не на пустом месте - с са­мого начала эти земли были заповедными. Но судьба у них, прямо скажем, была очень непростой. Как пишет один из биографов Гир­кана Х.Н. Гасанов, появился он на юго-западных склонах Талыш­ских гор еще в 1936 г., сначала на площади всего 886 га и лишь позднее - на 15000 га, для охраны ландшафтов влаж­ных субтропиков Ленкоранского природного района.

В 1951-1957 гг. заповедник был "на замке", а в 1958 г. вновь начал функционировать под названием Ленкоранский. Через три года, с урезан­ной площадью до 3109 га, он стал филиалом Кызыл-Агач­ского "птичьего" заповедника, а 1967 г. в связи со строи­тельством Ханбуланчайского водохранилища ли­шился еще 140 га лесной площади. И лишь в 1969 г. с тер­риторией в 2906 га заповедник стал самостоятельным госу­дарственным учрежде­нием с новым уже для себя названием - Гир­канский.

Древнее наименование Каспийского моря экологи подарили заповеднику не случайно. Его лесные массивы - одни из немногих в Азербайджане и за его пределами, которых не тронуло великое оледенение четверичного периода. Эти леса находятся еще в третичном периоде. Поэтому когда поднимаешься в бо­гатейшие урочища, раскинувшиеся на восьмисотметровых склонах над уровнем моря хребтов Гуглябанд, Улясы или Бакусыг, созда­ется ощущение, что на машине времени попал в прошлое, этак на миллион лет назад.

Практически вся площадь заповедника (99,8%) покрыта лесом. При этом его горная часть занимает 96,6%. Флора насчитывает примерно 1900 видов, из которых 162 энде­мика, 95 редких и 38 исчезающих видов.

Среди представителей фауны много эндемичных и реликтовых видов, особенно среди наземных моллюсков и неле­тающих насекомых. Птицы представлены 40 видами.

Гирканские леса много­ярусны: первый ярус состоит из дуба каштанолистного (высота 30-35 м) и граба кавказского (22-25 м), второй ярус - из железного де­рева (15-20 м), эндемика, который не растет больше нигде, но имеет дальних родичей в Гималаях, Китае и в Северной Америке и пред­ставляет собой совершенно сюрреалистичное, фантастическое зре­лище, третий - из разных видов боярышника (3-4 м).

В низинном лесу имеется внеярусная растительность, покрывающая стволы де­ревьев и придающая им своеобразный облик. Это в основном эпи­фиты - папоротники, лианы, разные травянистые растения, мхи и лишайники, а также самшит и инжир. Самшит, кстати, одно из са­мых "медлительных" деревьев в мире: если увидите ствол диамет­ром в каких-то 10 см, считайте, что встретили весьма поч­тенное дерево - ему уже сто лет.

А вот дубы каштанолистные могут достигать в диаметре 4,5 м! Возраст такого дерева давно перевалил за 500 лет. Вообще же они способны жить 600-800 лет. Еще один интересный факт: в гирканских лесах самый большой естественный опад листьев - 40 тонн в год на 1 га леса, но очень маленький слой гумуса из-за того, что его посто­янно смывает дождем. Было очень забавно проваливаться в листья санти­метров на 30, а один раз ваша покорная слуга даже упала со склона в овраг, и ничуть при этом не ушиблась, потому что упала буквально на перину из листьев!

Поход по перине, сдерживающий довольно прилично скорость движения, не мешал однако нам любоваться на железные деревья (демирагач), которые словно сговорились поражать воображение все силь­нее и сильнее! А как можно не поражаться, если некоторые экземп­ляры были больше похожи на вышивку "ришелье", нежели на переплетенные и искривленные стволы деревьев. А чем дальше, тем больше. Выйдя на опушку, я увидела вообще нечто невообрази­мое! Прямые железные деревья! Этого вообще никто не никогда не видел и не предполагал, что такое бывает! Однако в Гиркане и та­кое чудо есть. Живет это чудо, кстати, лет 200.

Мало кому известно, что именно демирагач привел в Азербайджан Нобелей. Братья хотели закупить крупную партию железного дерева для своих оружейных заводов. К счастью, транспортировка оказалась слишком дорогой. Решили рискнуть и заняться нефтью...

Флора гирканских лесов поражает многообразием. Кроме упомянутых железного дерева (древесина которого вполне оправдывает свое название - из нее даже детали машин делают), дуба каштанолистного и др., в них вольготно себя чувствуют лапина, дзельква, гледичия каспийская, инжир гирканский, карагач, ольха бородатая, иглица гирканская, клен душистый, пион Млокосевича... Этот пион великий ботаник А.А. Гроссгейм назвал "золотой короной Талыша".

Гаджиага Сафаров, зам. директора Гирканского национального парка, добрый, милый, по уши влюбленный в свое дело человек, рассказывал, когда мы поднялись в горы своими глазами посмотреть на чудо-лес Гиркана, что на 1 га прихо­дится несколько десятков видов деревьев и кустарников. В том числе акация шелковая.

Кстати, эта акация была пер­вым деревом, с которым меня "познакомил" Г.Сафаров. Он так и сказал: "Пойдемте, я вас с деревьями познакомлю". Словно с жи­выми существами! Да они для него и есть живые. Одушевленные, точнее. Он с ними разговаривает и знает про них кучу разных вещей.

Поначалу я от этой его фразы о знакомстве слегка опешила, а по­том прониклась - только очень любя свое дело, можно так выра­зиться!

А еще в Гирканском лесу поражает обилие папоротников. Они были совершенно космических размеров! Метра три в высоту. Наверное, такими они были и в те времена, когда по Земле ходили динозавры. Кстати, такое чувство у меня периодически возникало - вот-вот из-за поворота на нас выйдет какое-нибудь тра­воядное чудище и начнет объедать верхушки деревьев. Чудищу здесь самое место.

Правда, чудовище не вышло, а вышел дикобраз. Пошумел и скрылся в листве. Даже сфотографировать его не успела! Вообще местные леса идеально приспособлены, чтобы снимать на их территории фантастические фильмы о Парках Юр­ского периода.

А еще в Гиркане я впервые увидела, как цветет фейхоа...

Если ехать в Гиркан, то там имеет смысл находиться целый день: погулять по лесу, полюбоваться на уссурийских пятнистых оленей, переплывающих красивейшее озеро, а если повезет - то и на белого марала. В мелькании теней и солнечных зайчиков это небольшое животное исчезает, словно растворяется в воздухе...

Я была в Гирканском парке несколько раз, в свой последний приезд в конце этого августа самое сильное впечатление на меня произвел маршрут, который вел от южного входа рядом с Зунгуляшем, через леса с каштанолистными дубами, железными и самшитовыми деревьями, в Истису, где стоит посетить горячие источники и отдохнуть на какой-нибудь базе отдыха. Все они невероятно живописны.

А еще очень приятно отдохнуть после долгой пешей прогулки на берегу чудесного озера.

...Удивительный лесной человек Гаджиага Са­фаров рассказал, что лет десять назад на небольшой террито­рии меньше гектара площадью он видел следы лап огромного волка, видимо, вожака, а еще леопарда и медведя. В принципе, эти звери не живут рядом, они так или иначе конкуренты. Сафаров сказал потрясающую вещь: "Наверное, это они нам, людям, решили показать, что можно жить дружно на общей маленькой террито­рии". Эти его слова запали в сердце, да там и остались...

Təklifinizi, şikayətinizi bizə yazın. Sizi dinlərik. 055 634 88 31