Мясной экстракт Либиха – спасение или отрава?

Ритм жизни все убыстряется, на приготовление еды остается все меньше времени, и мы активно используем консервы, полуфабрикаты и пищевые концентраты. Однако надо сказать, что последние появились отнюдь не сегодня.

Еще в XIX в. на рынке пищевой промышленности шла ожесточенная борьба за потребителя между российскими и немецкими производителями высушенных бульонов. Причем известные теперь "Магги" и "Кнорр" были отнюдь не самыми мощными из них.

Заготовка продуктов для долгой зимы или дальних путешествий издавна была проблемой непростой. И если с овощами и фруктами удалось справиться давно и без особых проблем, то сохранение скоропортящихся ингредиентов питания не удавалось многие столетия.

Первыми за дело взялись французы. Считается, что изготавливать сухой мясной порошок приказал полководец Людовика XIV маршал Анри де Тюррен. Однако, как писал русский исследователь доктор Н.Масленников, этот опыт оказался неудачным, как и многие последовавшие за ним.

Исследования продолжались, химики постоянно совершенствовали технологию, а применение ей находилось почти всегда. К примеру, во время осады немцами Парижа в 1871 г. изготовление мясного порошка стало важным средством для поддержания социального мира в городе.

Впечатляющих результатов добился профессор Ф.Хоффманн из Лейпцига. Он избавился от главного недостатка мясного порошка - неприятного прогорклого вкуса. В отличие от коллег, которые пытались убить привкус с помощью различных приправ, Хофманн устранил его источник - жир.

Свой патент Хофманн в 1874 г. передал доктору Мейнарту, который поставил производство мясного порошка на промышленную основу. В качестве рекламного хода "Carne pura" (так назвали мясной порошок и выпускавшую его фирму) изготавливались плитки различной формы. Потребителям предлагали и смеси мясного порошка с сухарями, сухими овощами и даже с шоколадом!

Фирма, кстати, существует до сих пор.

Куда более здравой идеей Мейнарта была организация питания бедных сограждан с помощью его продукции. В Южной Америке в то время наблюдалось мясное изобилие. Но о доставке оттуда свежего или мороженого мяса в Европу в то время не могло быть и речи: холодильная техника, мягко говоря, пребывала еще в зачаточном состоянии. А вот порошок мог легко пересекать океан, и затраты на питание простых немцев, а главное - немецких солдат могли упасть в несколько раз. Вот только конкуренты Мейнарта оказались гораздо проворнее. К тому же за ними стояло научное светило мировой величины.

Этим светилом был химик Юстус Либих (1803-1873).

Одни ученые считали его гением, а другие - фальсификатором, паразитирующим на научной терминологии. По мнению критиков, широко применяя эту терминологию в своих научно-популярных статьях, он стяжал славу, которая не соответствовала масштабу его научных достижений. Как бы то ни было, Либих заинтересовался мясными концентратами едва ли не раньше Хофманна и вскоре разработал собственный способ получения долго хранящегося продукта, который он назвал "Мясным экстрактом Либиха".

"Для его изготовления применяют мышцы крупного рогатого скота, - указывалось в руководствах по его производству, - очищенные от жира (тощее мясо) и соединительной ткани. После измельчения мясо заливается водой в весовом отношении 1:1,5 и затем варится в автоклаве под высоким давлением (5-6 атм.) до тех пор, пока мясо совершенно не разварится и не обесцветится. По остывании с поверхности бульона снимается жир, а сам бульон выпаривается в вакууме до сиропообразной консистенции, причем жидкость несколько раз пропускается через фильтр-пресс. По окончании выпаривания полученный продукт разливается в стеклянную тару и плотно закупоривается".

Удача улыбнулась Либиху: на его технологию обратили внимание предприниматели из самой богатой в то время страны - Великобритании. У Либиха было имя в научном мире и баронский титул, пожалованный ему в 1852 г. гессенским герцогом. Соединение технологии, имени, крупного капитала и южноамериканского мясного изобилия дало отличный результат. В 1865 г. "Компания мясного либиховского экстракта" начала массовое производство продукции на заводе в уругвайском городке Фрай-Бентос.

Акционеры не пожалели денег и на массированную рекламу. Всюду в Европе можно было увидеть красивые цветные плакаты с изображениями далеких стран или пасторальных сцен.

Неизменным в них было одно: в углу любой такой картинки красовалось изображение баночки либиховского экстракта.

Дошли такие картинки и до Российской империи, в частности, до Кавказа.

Дошли они и до Баку.

Как видим, тематика рекламных вкладышей-картинок была сугубо местной.

Покупателей убеждали просто растворить экстракт в горячей воде и получать удовольствие. При этом компания тратила на рекламу невероятные по тем временам суммы - до 100 тыс. гульденов в год. Однако главной целью "Компании..." были отнюдь не обыватели, а армии всех стран. Начало экспансии на интендантские склады было положено в Германии. В итоге Либих за способ производства своего экстракта получил гораздо больше, чем за все свои остальные открытия в химии вместе взятые.

В 1869 г. представители компании в Гамбурге Шлютер и Маак сумели договориться с полковыми командирами о проведении эксперимента. Но результаты его оказались не такими успешными, как хотелось апологетам либиховского экстракта: немецкие солдаты потребляли экстракт без энтузиазма. Но самое главное - выяснилось, что человек может есть его только вместе с натуральным мясом.

Получалось, что либиховский экстракт не решает главной задачи: войска не могут питаться только концентратом. А чтобы приучить к его неприятному запаху солдат, пришлось идти на дополнительные расходы.

В итоге выяснилось, что пить бульон из либиховского экстракта мог только очень голодный человек. Во всех других случаях аммиачная вонь, исходившая от экстракта и от бульона, вызывала рвотные приступы у любого нормального человека. Ставший жертвой рекламы англичанин МакГахан, в 1873 г. находившийся в Средней Азии в качестве путешественника и по совместительству шпиона, вспоминал: "У меня был мясной экстракт Либиха - отвратительнейший состав, который мне когда-либо приходилось отведывать, но из которого я тем не менее варил суп, кроша туда сухие коренья".

Еще хуже к экстракту отнеслись в русской армии. В утвержденной императором Александром II "Инструкции для охраны здоровья войск" говорилось, что там, где войскам "известное время придется довольствоваться растительным продовольствием, употребление мясного экстракта весьма желательно". Однако солдаты и офицеры придерживались совершенно иного мнения и употребляли подобные продукты крайне неохотно. Военные и штатские врачи также были резко против либиховского экстракта. Один из них, Белявский, писал, что "он не только не способствует питанию, но и мешает ему". Другой врач, Пучковский, констатировал: "Военные врачи находили этот препарат не заслуживающим никакого внимания и ни в коем случае не могущим заменить собою мясо".

Мало того, русский рынок у либиховского экстракта с успехом пытались отвоевать никому не известные местные производители: в России были собственные места, богатые мясом и способные составить конкуренцию Уругваю и Аргентине, - Север и Сибирь, где в то время в изобилии водилась дичь, стоившая там сущие копейки.

Однако, как это часто случалось, большинство представителей российского предпринимательского сообщества предпочитали "за рупь полежать, чем за два побежать".

Компания же, производящая мясной экстракт, продолжила деятельность и после смерти Либиха в 1873 году. Был даже выпущен рекламный вкладыш с изображением памятника Либиху в Мюнхене.

В начале XX века на основе экстракта стали производить бульонные кубики, более удобные в хранении и употреблении. Наследники Либиха не сдавались. Рекламные картинки становились все более красочными, их тематика менялась. Например, в 1898 году была выпущена целая серия "Мужские национальные костюмы".

Кавказский костюм также был в ней отражен.

В 1900 году была выпущена серия "Женские национальные костюмы".

В нем тоже нашел отражение женский кавказский костюм. Но опять лишь грузинский.

Стали  выпускаться и юмористические серии, не имеющие отношения к какой-то отдельной стране.

Затем настала очередь прекрасных дам.

Ну, а затем стало появляться и вовсе что-то непонятное. Типа магическое. Надо же было привлекать клиентов хоть как-то!

Реагировали рекламные картинки и на злобу дня. Только-только появились первые летательные аппараты, компания Либиха тут как тут!

Вообще же рекламные вкладыши были посвящены всем знаменательным событиям мировой истории.

А также архитектуры, литературы, природным явлениям, религии, животным...

Отражалась даже мифология.

Несмотря на то, что концентрат в большинстве случаев воспринимался как шарлатанская отрава, дело Юстуса фон Либиха дожило до наших дней в качестве подразделения концерна "Unilever", в то время как научное подразделение фирмы вошло в состав компании "Fisher Scientific".

Təklifinizi, şikayətinizi bizə yazın. Sizi dinlərik. 055 634 88 31