Парфюмерная фирма «Брокар»: от «Любимого букета императрицы» до «Красной Москвы»

Представители старшего поколения помнят советские духи, ставшие культовыми, - "Красную Москву". И мало кто знает, что родился этот запах вовсе не при советской власти, а гораздо раньше. Благодаря французу Анри Брокару.

Этот человек, которому кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников, родился во Франции в первой половине XIX в. но до сих пор он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Еще в детстве у Анри обнаружился невероятный дар. Однажды он спросил у отца: "Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?" - "Нежным ароматом духов твоей матушки. Милая, - обратился он к жене, - посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно станет парфюмером!" "Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? - заметила тетка Брокара Жанель. - Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы во Франции, где парфюмеров не меньше, чем елок в лесу?"

Однако Анри добрался. Но это будет еще не скоро, а пока тетка посоветовала Анри загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник. И мальчик увидел: незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шел неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова.

Анри получил хорошее специальное образование, но парфюмерные вершины Франции были пока еще очень далеко. И молодой человек решает отправиться в Россию: открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей.

Россия встретила Анри очень радушно. 15 мая 1864 г. Брокар основал в Москве предприятия по производству парфюмированного мыла. В середине XIX в. столь привычное для нас мыло считалось барской прихотью - большинство людей мылось щелоком, получаемым из печной золы. Дворянство же предпочитало французский парфюм: духи, мыло, крем, пудру, одеколон. Супругам Брокар удалось не только создать русскую парфюмерию, но и доказать, что она ничуть не хуже знаменитой французской. В те далекие времена не было даже самых примитивных книг по ведению бизнеса, рекламе и маркетингу, не было такого понятия, как менеджер. Но то, как Шарлота Брокар организовывала семейный бизнес, сравнимо только с деятельностью современного директора по маркетингу и рекламе.

На примере своей приятельницы Шарлотта знала, что аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции... Значит, решает жена парфюмера, будем ориентироваться на простых людей. Но вот беда - они же не берут мыла! И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, слоников, собачек и кошечек, а для детей постарше - с буквами алфавита - на каждом кусочке по буковке!

Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде фруктов и овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологически чистые красители растительного происхождения.) Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке... Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло - отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого.

Сначала Анри выпускал всего три сорта мыла: знаменитое "Детское" с алфавитом, "Янтарное" и "Медовое".

Продукция быстро начала пользоваться повышенным спросом, и от выпуска ста кусков в день Брокар перешел к расширению производства и разработке новых сортов, из которых русским красавицам особенно понравилось "Греческое". Обладая тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии, Брокар решил вырабатывать его из лучших сортов орехового масла. И не ошибся - мыло получило головокружительный успех у интеллигентной публики, а вскоре им начали пользоваться даже при дворе. Тем временем Брокар уже смело выбросил на рынок новинку: мыло "Народное", всего за копеечку!

"С этой копейки ты и получишь свой миллион!" - сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и дедушкино кокосовое по 5 копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло "Шаром", которое вместе с "Народным" получило в 1865 г. серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве.

Брокар выпускал даже мыльницы, нескольких видов: в виде жестяного футляра и привычные для нас плоские стеклянные.

В 1869 г. предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск "Румяной" помады и пудры "Лебяжий пух".

Затем стала выпускаться жирная пудра в красивых жестяных коробочках:

Брокар придумал даже уникальное полоскание для рта "Дантальжин":

Несмотря на успех, он по-прежнему с раннего утра в лаборатории... Парфюмер он действительно великолепный, но его абсолютно не интересуют продажи. И тут Шарлотта решает, что можно обойтись и без посредников (ведь они только наживаются на таланте ее мужа), поэтому необходим свой магазин. В 1872 г. на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. Шарлотта неутомима.

Она придумывает бумажную обертку для товара, сама рисует эскизы (ну чем не дизайн-бюро!), даже привлекательные рекламные объявления в газеты - дело ее рук. Каждый маркетолог знает, что для повышения популярности товара нужно привлечь внимание известных и влиятельных людей.

К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем, шампунь - всего десять изделий в одной коробке. А главное - фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! "Это же успех", - радовалась жена. "Это слава..." - ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор ни много ни мало - "Слава".

Но настоящая слава обрушилась на дом Брокаров, когда Брокар изобрел одеколон "Цветочный".

Любопытно, что на предприятиях Анри Афанасьевича (как его звали в России) практически не было забастовок. Во взрывоопасной Российской Империи, где социальный пар не стравливали принципиально, он легко находил общий язык с рабочими. Когда чета Брокаров справляла Серебряную свадьбу, сотрудники устроили им пышный праздник.

Брокар тоже в долгу не оставался, и когда справлялся 25-летний юбилей фабрики, для служащих и работников фабрики накрылся роскошный стол.

Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Чтобы понять масштаб отчислений на зарплату, сообщим, что тогда в Москве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек. Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, Анри Афанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

Кроме этого, Брокар вписал свое имя и в историю российского коллекционирования. Он был страстным собирателем старины, в его коллекции присутствовали картины и гравюры, ювелирные изделия и посуда.

Апофеозом деятельности Брокара стала Всемирная выставка 1899 г., проходившая на его исторической родине - в Париже. Продукция "Товарищества "Брокар и Ко" получила там высшую награду - "Гран-при". А в каких флаконах все это продавалось! Сейчас таких не делают...

До конца жизни Анри Брокар плохо говорил по-русски, еще хуже писал на русском языке. Но поразительно точно угадал вкусы и предпочтения россиян. Маркетинговыми талантами парфюмера-иностранца восхищались еще его современники-конкуренты. А одеколон "Цветочный", который он вывел на рынок, выпускается до сих пор. Равно как и одеколон "Тройной".

К началу XX в. фабрику француза стали уважительно именовать "Империя Брокара". Ее владелец имел весьма разносторонние таланты и неизменно угождал женщинам всех возрастов и сословий. Русские красавицы искренне благодарили своих любимых за духи производства фабрики Брокар, эти духи всегда вызывали восхищение. Уже будучи пожилым человеком, Брокар не посрамил славы своих предков. В 1913 г. его "империя" обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма.

Интересно, что в Баку у Брокара был магазин. Его вывеска располагалась на Великокняжеском проспекте, на фасаде того дома, который потом переоборудуют под кинотеатр "Азербайджан". Как говорится, круче иметь рекламу только на Красной площади!

Только об одном сожалел известный парфюмер: в коллекции высоких наград его "империи", которую теперь отлично знали не только в России, но и за ее пределами, не хватало звания "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза.

Фирма "Брокар" заслужит звания Поставщика. Но будет это уже в 1913 году - после смерти Брокара в 1900 году. Произошло это отчасти благодаря духам "Любимый букет императрицы", которые были созданы сотрудниками фирмы и главным парфюмером Августом Мишелем к 300-летию Дома Романовых.

Правда, красивая легенда утверждает, что случилось это гораздо раньше и что аромат создал сам Брокар. Якобы ему приснился сон. В этом сне было его детство, уютный дом во Франции, веселый, усатый, еще совсем молодой отец и старая тетка Жанель... И якобы этот сон и вдохновил Брокара на создание аромата. И 300-летие Дома Романовых тут не при чем - духи были подарком ко дню рождения императрице Марии Федоровне.

В семье Брокаров была легенда, что в том сне Анри Брокар увидел и нечто более страшное, однако не стал об этом никому говорить. Наверное, правильно сделал. В 1917 г. фабрику национализировали: легендарная "Империя Брокара" превратилась в "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5", входивший в Трест "Жиркость", знаменитый ТЭЖЭ.

На ТЭЖЭ выпускалось много парфюмерной продукции, в том числе и те ароматы, что придумал еще Брокар: одеколон "Тройной", духи "Персидская сирень" и многое другое.

Хорошо, у людей в кожанках и с наганами хватило ума не поставить к стенке главного парфюмера Августа Мишеля, работавшего еще с самим Брокаром. Как ни странно, именно француз Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 г. выступил с предложением. Не дело - так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так охота новых традиций и решений, пусть назовут фабрику "Новая заря". Большевики подумали и согласились: вроде звучало вполне подходяще и в духе времени. Так с легкой руки другого старого французского парфюмера "Империя Брокара" стала "Новой зарей".

Однако вот что любопытно... Фабрика стала называться "Новой Зарей", а имя "Брокар" еще как минимум год продолжало красоваться в рекламных объявлениях. И в том числе в Баку. Правда, представительство ТЭЖЭ располагалось уже по другому адресу.

Что касается преемника Брокара Мишеля, то ему не давали покоя легендарные духи "Любимый букет императрицы". Конечно, он прекрасно понимал: новые "командиры производства" не только не согласятся сохранить их прежнее название, но даже не смогут точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем до прихода к власти большевиков, но Мишель мечтал оживить легенду. Поэтому внес новое предложение: "Духи можно переименовать в "Красную Москву". И люди в кожанках вновь согласились.

Вот такая необычная история у всем известных духов. Покупая их (если найдете!), знайте: в фигурном флаконе в форме Кремлевской башни заключены мечты Анри Брокара, императрицы Марии Федоровны и грезы множества давно ушедших от нас красавиц, живших в самых разных городах и республиках. Возможно, именно поэтому бывшие духи "Любимый букет императрицы" теперь имеют чуть горьковатый запах.

Təklifinizi, şikayətinizi bizə yazın. Sizi dinlərik. 055 634 88 31