Баку на неизвестных гравюрах XIX века
13 Avqust 2018 12:26 "Очевидное и Вероятное" - Блог Оксаны БулановойОдно из моих любимых занятий - рыться в старых, еще дореволюционных книгах и журналах и выискивать там какие-нибудь неизвестные или забытые сведения о Баку, его жителях, читать заметки путешественников, побывавших в нашем городе, рассматривать картины и рисунки, сделанные в Баку разными художниками. Если во время таких поисков удается найти что-то новенькое, то это предел мечтаний. К сожалению, такое случается редко, но иногда случается. Вот и недавно, листая подшивку журнала "Нива" за 1887 год, в номере 36 я наткнулась вот на такой разворот:
Да это же находка! Неизвестные гравюры, на которых изображен Баку! Да еще и такие древние! При этом "свеженькие", не растиражированные, не набившие оскомину на многочисленных сайтах и в блогах, авторы которых перепечатывают друг у друга известные фото старого Баку. Интересно, кто автор? Внизу подпись: некто Терентьев-Уфимский. А гравер - М.Рашевский.
Кто такой М.Ршевский, понятно - Михаил Николаевич Рашевский, один из лучших русских граверов XIX столетия, работавший в Петербурге для издательств И.Д Сытина и А.Д. Ступина, гравировавший для "Нивы" по рисункам и картинам известных художников. Рашевский - автор нескольких гравюр, имевших отношение и к Азербайджану. Мне, например, очень нравится его гравюра, изображающая мавзолей в Барде, тоже, кстати, опубликованная в "Ниве", но уже в 1888 году.
А вот кто такой Терентьев-Уфимский? Или он Терентьев Уфимский? - именно так, без дефиса между двумя фамилиями, он подписал свою работу. Может, он Терентьев из Уфы, и поэтому Уфимский?
Никакой информации о нем не сохранилось - несмотря на то, что он работал для "Нивы", популярнейшего и самого читаемого в XIX и начале ХХ века в России журнала. Для этого журнала трудились такие именитые художники, как Н.Н. Каразин, Е.М. Бём, И.Э. Грабарь и другие. Кого попало туда не брали. Да и Рашевский как художник-гравер работал лишь с настоящими мастерами.
Вот как поворачивается иной раз история! Информации о человеке нет, а его работы остались. Забытые, правда, мало кому известные и интересные лишь искусствоведам или бакуведам. А бакуведы и люди, интересующиеся историей города, наверняка будут от них в восторге. Чего стоит, например, изображение театра Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Этот театр был построен в 1883 году на углу Горчаковской (ныне Г.З. Тагиева) и Меркурьевской (ныне Зарифы Алиевой) улиц по инициативе Гаджи Зейналабдина Тагиева и, естественно, на его средства. Это был первый театр в Азербайджане и Баку! За время своего существования он несколько раз перестраивался, в том числе из-за пожаров, реконструировался и в итоге изменился до неузнаваемости. Сейчас на его месте стоит театр Музкомедии, называющийся Азербайджанским государственным музыкальным театром. Здание музыкального театра - практически современное и к Тагиевскому театру отношения не имеет, просто стоит на его месте.
Изображений Тагиевского театра 80-х годов XIX века, видимо, не осталось, и поэтому гравюра Терентьева-Уфимского имеет огромнейшую ценность - ведь она создавалась в первые годы существования театра. Кстати, архитектором проекта театра был Хрисанф Константинович Васильев (1851-?), автор Тифлисского вокзала в Баку. Если сравнить эти два прекраснейших здания - Тифлисский вокзал и Тагиевский театр (строившиеся в одно и то же время), даже непрофессионал заметит почерк одного мастера.
Кстати, сравнить будет довольно легко, потому что Терентьев-Уфимский в своем "коллаже" дал изображение Тифлисского вокзала:
Нарисовано, конечно, с определенными искажениями, но достаточно верно, по крайней мере, передано общее решение вокзала.
Достаточно верно передан и портал усыпальницы ширваншахов в Ичери-Шехер:
За одним лишь "но". Но "но" это очень большое и заставляет задуматься, а был ли Терентьев-Уфимский в Баку? И вот почему: здание усыпальницы отнюдь не такое узкое, как на гравюре.
Почему же Терентьев-Уфимский решил изобразить здание таким узким? Может быть, перед ним была фотография Дмитрия Ермакова, сделанная как раз в 80-х годах? Она вертикальная и по ней непонятно, узкое это строение или широкое:
Неужели все рисунки Терентьева-Уфимского сделаны по фото? Скорее всего, да. Посмотрите, например, вот на это изображение Дворца ширваншахов.
Достаточно вольная трактовка! Похоже, художник поставил себе целью "впихнуть" в композицию и центральный вход в сам дворец, и Ханскую мечеть (развернутую в другой плоскости), и Диванхане с порталом, и мавзолей Яхья Бакуви (который при таком раскладе виден не будет), и даже купола каких-то бань... Получился некий "коллаж на тему". Вывод можно сделать следующий: ни о каком изображении с натуры и речи быть не может. Однако художник знал, как что выглядит, потому что у него были фотографии, и скорее всего, не одна.
И если посмотреть в свете этого предположения на изображение Тифлисского вокзала, то станет очень заметным сходство с другой гравюрой. Она была опубликована в 1887 году в журнале "Глобус".
Вот по следующей гравюре вопросов не возникает, кроме самого ближнего к зрителю купола:
Так оно все и расположено, даже третий купол (самый правый) понятно чему принадлежит - это купол не существующей ныне мечети Гёй-Губад, что примыкала к мавзолею Яхья Бакуви.
Следующая гравюра отображает вид на набережную Александра II в районе будущей площади Азнефть.
Здания Азнефти еще нет, вместо него - огороженный забором Кокоревский участок. Василий Кокорев (1817-1889) - уникальный русский промышленник, миллионщик, водочный, железнодорожный и нефтяной магнат, меценат и благотворитель, оратор и писатель, построивший в 1857-1859 годах в Баку в Сураханах первый в мире керосинный завод. Подробно об этом можно прочитать здесь:
http://olaylar.az/news/blog-oksana/255000
Вообще-то заслуг у Кокорева очень много, например, именно он привез в Баку Дмитрия Менделеева, но это тема другого рассказа.
Что послужило основой для Терентьевской гравюры - понятно. Скорее всего, это была вот эта фотография примерно 1880 года:
И вот эта гравюра, опубликованная в 1884 году в иностранной печати:
А вот еще один вид Терентьева-Уфимского на Набережную и опять же в районе будущей площади Азнефть. Называется гравюра "Губернаторский дом и Михайловский сад".
В советское время в губернаторском доме располагался Клуб медработников, а нынче на его месте стоит отель "Фо сизонс".
Возможно, для образца использовалась какая-то фотография или рисунок. Вполне вероятно, что это была акварель Карла Гиппиуса 1865-1867 года. Акварели К.Гиппиуса были опубликованы в Атласе к Путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря, и Терентьев-Уфимский вполне мог их видеть.
Кстати, о Карле Гиппиусе и других художниках, отобразивших на своих графических работах Баку, можно прочитать здесь:
http://olaylar.az/news/blog-oksana/187840
Следующая гравюра Терентьева-Уфимского - вид на Баку с моря:
У него этот сюжет называется "Нефтяные заводы со стороны города". Нефтяные заводы в те времена были только в Черном городе, но Черный город, во-первых, расположен не на возвышенности, а во-вторых, это вид явно с моря, а не со стороны города!
Еще один вид мне представляется чистой фантазией:
Следующая гравюра Терентьева-Уфимского посвящена Баилову мысу:
Пользовался ли он какой-либо фотографией, установить в точности трудно, т.к. не сохранилось снимков с такого ракурса, сделанных в 1880-х годах. Есть лишь более поздние фото, отраженные на открытках. Впрочем, случаев, когда для открытки, изданной, скажем, в 1900 году, использовались фото 10-15-летней давности, сколько угодно.
Эта гравюра Терентьева-Уфимского очень ценна - на ней запечатлена Баиловская портовая церковь, изображений которой до обидного мало. Подробнее об этом красивом храме можно будет прочитать в одном из моих следующих материалах.
Кстати, о храмах. Терентьев-Уфимский отобразил на своей гравюре еще одну церковь, точнее, собор, ныне несуществующий. Речь идет о Николаевском соборе или соборе Николая Чудотворца, стоявшего в Ичери-Шехер справа от Шемахинских ворот. Фотографий и изображений этого собора тоже довольно мало.
Гравюра вызывает несколько вопросов. Во-первых, если она сделана по фото, то где находился фотограф? Если только на крепостной стене... И что это за фото? Неизвестно, потому что с такого ракурса снимков Николаевского собора пока не обнаружено. Что касается моря, то сейчас его с такого ракурса видно не будет, а в то время, когда в Ичери-Шехер еще не было столько построек, море могло быть видно. Конечно, оно было не так близко, как на гравюре, но мы уже выяснили, что во многих случаях это фантазия художника "на тему".
Такой же фантазией "на тему" мне представляются и изображения перса и персиянки - так в те времена называли азербайджанцев. (Второе название - татары, или азербайджанские татары.) По крайней мере, в такой обуви и с такими мушкетами азербайджанские мужчины по Баку точно не ходили. Да и пейзаж за спиной "перса" однозначно не бакинский!
А вот как представлял себе Терентьев-Уфимский типичное жилище перса:
Очень экзотично и ориентально! Кати, две последние гравюры тоже дают европейцу некое представление о восточном образе жизни и обычаях "персов" - они посвящены "Священным процессиям персов". Имеется в виду, несомненно, Шахсей-Вахсей и шествие на Ашуру.
Каким вспомогательным материалом пользовался художник для этих двух работ, неизвестно. Но работы получились выразительными, как, впрочем, и все остальные.
В любом случае, рисовал ли Терентьев-Уфимский с натуры или пользовался чьими-то изображениями или фотографиями, он оставил нам невероятно ценный материал. И если тщательно порыться в старых журналах, наверняка можно будет найти что-то новенькое из давно забытого старенького.