Баку – родина первого в СССР завода по производству бытовых кондиционеров

У Баку удивительная судьба! Начиная от XIX в., здесь то и дело что-нибудь случалось впервые, причем в самых разных областях. Пробурили первую в мире нефтяную скважину, поставили первую на Востоке оперу и балет, построили первый на Востоке театр, организовали первую демократическую республику... Список займет пару страниц!

Самое интересное, что все ДО прихода советской власти! А то многие недоброжелатели ворчат, что, мол, это все заслуги советской власти. Да, и при советской власти тоже много чего хорошего случалось впервые: в Баку была пущена первая в СССР электричка, построена первая в мире нефтяная платформа и практически город в море - Нефтяные камни... Список тоже можно продолжать и продолжать. А в самый пик так называемого застоя - в середине 70-х - был пущен первый в СССР завод бытовых кондиционеров.

Случилось это 25 декабря 1975 г. Об этом сейчас мало кто помнит, хотя пуск такого завода был событием не республиканского, а всесоюзного масштаба. Потому что Бакинский завод бытовых кондиционеров (БЗБК) был не только самым первым в СССР, он стал одновременно еще и самым крупным таким заводом в Европе и Азии.

Сказать, что в СССР не знали, что такое кондиционеры, нельзя. Понятие промышленного кондиционирования появилось в Стране Советов еще в 30-х гг. Кондиционерами оснащались заводы и фабрики, государственные учреждения и органы власти, а также непременно военные объекты, например, узлы связи и пункты управления ракетным оружием. А после того как выяснилось, что советские морские суда совершенно не приспособлены к плаванию в тропиках, стали выпускаться и судовые кондиционеры. Был налажен даже выпуск климатического оборудования для авиации.

Однако бытовые кондиционеры в СССР воспринимались чем-то из ряда вон выходящим: зачем рядовому советскому человеку эти буржуазные изыски?! Более того, в то время можно было поплатиться за одну только публикацию статей о необходимости бытового кондиционирования! И это не шутки и не преувеличение: такая неприятность случилась в 1940 г. с журналом "Отопление и вентиляция". Статью журнала, просто, без всяких намеков и параллелей рассказывающую о бытовых кондиционерах, посчитали пропагандой буржуазных взглядов в вопросах техники и ее использования. Долгое время тема бытового кондиционирования была под запретом. Сейчас в это трудно поверить, молодое поколение посчитает это чушью и выдумкой журналистов, но это было...

Однако со временем власти поняли, что буржуазные взгляды - буржуазными взглядами, но СССР - страна не просто большая, а огромная, его территория лежит в разных климатических зонах и климат везде разный, в том числе и практически тропический. И если рядовой строитель коммунизма погибает от жары в собственном доме, то не сможет там полноценно отдохнуть и, значит, не в состоянии отдавать всего себя для строительства этого самого коммунизма.

Так было решено построить в СССР первый завод бытовых кондиционеров. Первоначально строительство планировалось в Ташкенте, - город весьма тропический, где еще строить, если не там? Но тут к вопросу подключается Гейдар Алиев. Будучи с 1969 г. Первым секретарем ЦК КП АзССР, он убедил Брежнева строить завод в Баку.

Во-первых, Азербайджан с самого начала был одной из самых развитых союзных республик, если не самой развитой (после РСФСР). Он всегда существовал на самообеспечении, не пользовался дотациями государства и снабжал своей сельскохозяйственной и промышленной продукцией весь СССР, не говоря уже о соседних Грузии и Армении, которые (особенно последняя) откровенно жили за его счет.

Во-вторых, Гейдар Алиев был патриотом, думал о выгоде для своей республики, а выгоду от постройки завода в Баку он увидел сразу же.

В-третьих, так исторически сложилось, что в Баку сосредоточились выдающиеся умы - ученые, техники, изобретатели и т.п. Эта земля обладала (и обладает) какой-то удивительной способностью рожать гениев, причем в самых разных областях, так что новое с технической стороны дело начать в Баку было бы вполне логично.

И, в-четвертых, Баку, конечно, не Ташкент, но и он находится в жарком климате и ученым и рабочим из этого города на собственной шкуре хорошо известно, что такое маяться от жары.

Завод начали строить в сентябре 1973 г.

Курировал строительство Алиш Лемберанский, по  мнению старых бакинцев самый лучший мэр за всю историю советского и постсоветского Баку. Пуск завода состоялся 25 декабря 1975 г. На исторической фотографии можно заметить как Гейдара Алиева, так и Алиша Джамильевича.

Любопытно, что на воротах завода висели таблички, которые в шутку называли "святынями". Табличка справа гласила, что "В сентябре 1979 г. завод посетил дорогой Леонид Ильич Брежнев", а слева, что завод "Построен по инициативе дорогого Леонида Ильича Брежнева". Такая табличка была бы гораздо более уместна, если бы завод сей стоял в Ташкенте...

Еще одна примечательная "святыня" - это вертящаяся эмблема на крыше завода. Этот круг весом в 700 кг забрасывали на крышу с участием вертолетов забратского АП. Т.е. денег для БЗБК действительно не жалели...

В первый год работы (1976) выпустили 56 тысяч агрегатов и впоследствии наращивали выпуск, что позволило выйти на проектную мощность 425 тысяч кондиционеров в год, но, как всегда в те времена, был взят встречный план и выпуск увеличили до 430 тысяч и более. Выпускалась даже реклама кондиционеров!

Продукция производилась по лицензии японской фирмы "Toshiba", но техническая документация была основательно переработана под местные условия.

И под советские требования, конечно, которые были четкими: никакой излишней роскоши! Без изменений осталась только проектная мощность: минимум 400 тысяч бытовых кондиционеров, 50 тысяч компрессоров, 10 тысяч электродвигателей в качестве запасных частей в год.

Модель бакинского кондиционера получила название "БК", что расшифровывалось очень просто - "Бытовой Кондиционер", хотя патриотам было приятно думать, что в названии тайно зашифровали слова "Бакинский кондиционер". Впрочем, может, оно так и было, сейчас уже не докопаешься до тайных мыслей создателей первого советского агрегата по управлению климатом в отдельно взятой квартире.

Выпускалась модель поначалу лишь в трех вариантах - БК-1500, БК-2000, БК-2500, что по мощности соответствовало 1500, 2000 и 2500 ватт.

Первые кондиционеры были громоздкими и шумными. И дорогими - к примеру, модель БК-1500 стоила около 350 рублей! Это две средних зарплаты, дефицитный цветной телевизор или роскошный большой шерстяной ковер.

Однако несмотря на цену первые модели БК были в СССР просто бешеным дефицитом. Во-первых, других просто не было, а во-вторых, ставили его зачастую в учреждения. Да-да, кондиционер, изначально выпускаемый для квартир советских граждан, ставили прежде всего в чиновничьи кабинеты, до граждан доходили сущие крохи. И если в Баку по большому знакомству, по тапшу и т.п. еще можно было достать эту дефицитную бытовую технику, то в других городах, включая Москву, нужно было хорошенько за ним побегать, включив все свои связи.

Несмотря на громоздкость и грохот, а также на неизбежную потерю в естественном освещении - кондиционеры устанавливались в окна (отсюда и их прозвище - "оконники"), бакинские агрегаты считались очень хорошими. Да, в принципе, не считались, а объективно ими являлись. Они шли даже на экспорт - в Иран, Китай, Египет, Австралию и на Кубу - 120-150 тысяч штук ежегодно.

И хоть выглядели чисто внешне весьма примитивно (злые языки поговаривали, что "Toshiba" для СССР предложила модель, уже давно морально и технически устаревшую), БК исправно выполняли свою работу. Они были сконструированы очень неприхотливыми и невероятно вандалоустойчивыми; их очень сложно, практически невозможно было вывести из строя неправильной эксплуатацией. Потому что довольно сложно неправильно эксплуатировать вещь, которая работает в одном, максимум в двух режимах. Бакинские кондиционеры еще раз подтвердили истину: чем вещь проще, тем она надежнее.

Эти агрегаты, как правило, не ломались (те же злые языки говорили: "А чему там ломаться-то?!"), а просто забивались грязью и пылью, после чего тепловой контур терял эффективность, и кондиционеры списывали (если речь шла об учреждениях), а затем выбрасывали. Это вместо того, чтобы просто промыть и прочистить. При частном же использовании в квартирах у тех, кто относился к своему "оконнику" бережно, кондиционеры продолжают прекрасно нести свою службу до сегодняшнего дня. В том числе в далекой и технически продвинутой Австралии! К тому же советские цены так приятно радовали местных фермеров, что на родине кенгуру эту продукцию до сих пор вспоминают добрым словом.

Любопытно, но ни какой другой импортный кондиционер ни до, ни после не отличался такой долговечностью. Возможно, дело в том, что во всем мире концепция долговечности выпускаемой техники претерпела существенные изменения уже на рубеже 70-80 гг. Если ранее старались делать на века, т.е. вещь покупалась если не навсегда, то на долгие десятилетия, и в нее закладывался огромный запас прочности, то теперь срок службы не превышает времени морального старения. Это касается не только кондиционеров, а вообще всего на свете, начиная от настольных ламп и кончая автомобилями, даже дорогими. Мы сегодня живем в эру одноразовых пластиковых стаканчиков - в прямом и переносном смысле...

Работа первого в СССР завода по выпуску бытовых кондиционеров была поставлена просто великолепно! Чистота на предприятии - чуть ли не стерильная, порядок - образцовый, не завод, а сказка. Производился даже регулярный забор воздуха в  цехах для анализа.

Имелся даже собственный вычислительный центр.

Работала целая армия контролеров ОТК, которые к деталям даже не притрагивались - все делали автоматы. Это было действительно торжество социалистического способа производства - без какой бы то ни было скидки на пафосность и любовь к лозунгам.

При заводе было Производственно-техническое училище, готовившее кадры для завода. Оно возникло практически одновременно с заводом.

Активно работала комсомольская организация.

Так же активно работал кружок художественной самодеятельности во Дворце культуры опять же при заводе.

Выпускались даже собственные значки.

С самого возникновения завода его посещало множество иностранных делегаций. Например, в 1976 г. завод посетила делегация Союза коммунистов Югославии, принимавшая участие в работе XXV съезда КПСС, во главе с секретарем Исполкома Президиума ЦК СКЮ Стане Доланцем.

В том же году завод посетил представитель Народной Республики Ангола Жулио Гера.

Во время IV советской конференции солидарности стран Азии и Африки в 1976 г. завод посетила участница конференции Мари Клайре Перес.

В 1984 г. на завод состоялся визит Председателя президиума Югославии Видое Жарковича и сопровождавших его лиц.

В том же году состоялся и визит Ассоциации молодежной революционной Эфиопии.

В том же году на заводе побывала делегации из Афганистана.

О Бакинском заводе бытовых кондиционеров активно писала советская пресса, а журнал "Холодильная техника" поместил фотографию цеха на обложку.

Единственное обидно: с обратным циклом "холод-тепло" модель БК выпустить успели. Имея такую базу, как Бакэлетроштамп, на котором производились отдельные узлы БК, можно было бы даже японцев превзойти! Это говорили сами работники завода. Единственным новшеством остался только подшипник вентилятора, а в БК-2500 необходим был поршневой, а не ротационный компрессор. Но где ж его было освоить?

Позже в Баку был освоен выпуск и самых первых советских сплит-систем с внутренним блоком напольного типа, но их производилось очень мало.

К сожалению, после развала СССР БЗБК практически прекратил свое существование. В 2001 г. НПО "Баккондиционер" преобразовано в ОАО "Баккондиционер". Последние 20 кондиционеров были произведены в 2007 г.

В 2015 г. Госкомитет по имущественным вопросам объявил конкурс на покупку 90,3% акций ОАО "Баккондиционер". В конкурсе могли принять участие как местные, так и зарубежные инвесторы. Предложенная участникам конкурса инвестиционная программа была направлена на налаживание производства бытовых сплит-систем, отвечающих международным стандартам. Любопытно, что сайт завода до сих пор существует, и если не знать, что завод практически не работает, понять это из контента сайта довольно сложно.

Оживился завод лишь в 2013 г. - благодаря некоммерческой организации YARAT, разработавшей проект "Завод". В рамках этого проекта на заброшенных предприятиях планируется проводить выставки. Благодаря усилиям художников пустые цеха БЗБК и замершие станки ненадолго ожили, наполнились цветом и энергией нового времени.

P.S. Некоторые фото честно стырены мною с сайта РИА Новости, поэтому на них тьма-тьмущая логотипов - ребятам почему-то считают фото своей собственностью, даже если они сделаны бакинскими фотографами, и хотят за большие фото больших денег. При этом еще и датируют их неправильно! Я же искренне считаю, что бакинские исторические фото должны принадлежать бакинцам! И бесплатно! Так что приношу извинения читателям за "грязные" фотографии.

Təklifinizi, şikayətinizi bizə yazın. Sizi dinlərik. 055 634 88 31