Аленка, Аленка, милая девчонка!
Никто, наверное, не будет спорить, что шоколад, пожалуй, самая притягательная и вожделенная сладость в мире. Это наш маленький кусочек счастья на каждый день. Его вкус и аромат заставляет сердце биться чаще в ожидании исключительно приятных жизненных сюрпризов. Увертюрой, предваряющей наше погружение в шоколадное счастье, становится «общение» с его упаковкой. И здесь важна каждая деталь: оригинальность формы, «вкусная» картинка на обертке, заманчивый шелест фольги… Некоторый шоколад становился всенародно любимым – и зачастую благодаря обертке. Таким в 60-х годах прошлого века стал шоколад «Аленка» – настоящий символ советской эпохи.
12 Dekabr 2016 14:46 "Очевидное и Вероятное" - Блог Оксаны БулановойНикто, наверное, не будет спорить, что шоколад, пожалуй, самая притягательная и вожделенная сладость в мире. Это наш маленький кусочек счастья на каждый день. Его вкус и аромат заставляет сердце биться чаще в ожидании исключительно приятных жизненных сюрпризов. Увертюрой, предваряющей наше погружение в шоколадное счастье, становится "общение" с его упаковкой. И здесь важна каждая деталь: оригинальность формы, "вкусная" картинка на обертке, заманчивый шелест фольги... Некоторый шоколад становился всенародно любимым - и зачастую благодаря обертке. Таким в 60-х годах прошлого века стал шоколад "Аленка" - настоящий символ советской эпохи.
История знаменитого шоколада началась в феврале 1964 года на пленуме ЦК КПСС, где обсуждалось развитие сельского хозяйства и была принята очередная Продовольственная программа - одна из многих. Советское правительство решило подсластить гражданам пилюлю нелегкой трудовой жизни, подлечив нехватку эндорфинов запуском в производство шоколада. Именно тогда с трибуны и прозвучал призыв к советским кондитерам придумать вкусный, но недорогой шоколад. И непременно молочный. ("Аленка" впоследствии стоила 80 копеек - по сравнению с горьким шоколадом по полтора рубля.)
В СССР выпускался преимущественно горький шоколад. Но причиной было не столько забота о пользе здоровью, столько традиционный дефицит одной из главных составляющих молочного шоколада - высококачественного сухого молока. Некоторые марки советского горького шоколада, существующие до сих пор, имеют длительную историю выпуска. Например, "Гвардейский" начал выпускаться еще во время Великой Отечественной войны.
Однако знаменитая голубоглазая девочка в пестрой косынке появилась на этикетке шоколада не сразу. Ее путь к славе оказался тернист.
Несколько крупнейших фабрик Союза бросились выполнять партийный наказ. Включился и "Красный Октябрь", разработав новую рецептуру. Одновременно с ним практически такую же рецептуру разработала и Бабаевская фабрика, и "Рот Фронт".
Но с названием получился конфуз. Сначала новый молочный шоколад решили назвать "Аленушкой" - девочка с таким именем кочевала из одной сказки в другую, и каждый советский ребенок был с ней знаком. На обертку планировалось перенести одноименную картину Васнецова.
Печатать на конфетах, их коробках и шоколадных плитках репродукции известных картин не было придумкой 60-х - еще середины XIX века на шоколаде репродуцировались картины, например, "Утро в сосновом бору" ("Мишки в лесу") И. Шишкина. Теперь был запланирован Васнецов. Но случилось страшное: шоколад с васнецовской Аленушкой на этикетке вышел раньше на другой московской фабрике. (Кстати, самыми первыми "Аленками" стали бабаевская - девочка в синем платочке, и две рот-фронтовские - девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком.)
На "Красном Октябре" было закручинились - совсем как васнецовская Аленушка, но потом оказалось, что зря. В верхах, увидев ту обертку с Васнецовым, схватились за голову: "У нас в стране счастливое детство, а девочка - босоногая". Фабрику, опередившую "Красный Октябрь", заставили переделать этикетку. Сейчас это кажется смешным и нелепым, но в те времена такой аргумент был в порядке вещей. Поговаривают даже, что кроме босых ног, в васнецовской Аленушке партийные верха не устроило и ее настроение: что это она грустит, когда коммунизм практически на пороге?! Так что "Красный Октябрь", опоздав, оказался впереди.
Правда, у фабрики уже существовал шоколад под названием "Аленка", но он был не молочный, а горький. Появился он не позже 1960 года, по крайней мере, во многих частных коллекциях есть обертка от этого шоколада, датированная именно этим годом. Дело в том, что "Красный Октябрь" изначально выпускал горькую "Аленку" в традиционном для себя памятном оформлении к праздничным датам (8 Марта, 1 Мая), причем безо всякого изображения девочки.
А все эти байки, что шоколадку назвали "Аленкой" в честь дочери то ли Терешковой, то ли Гагарина - у обоих космонавтов к тому моменту подрастали девочки Леночки, - не более чем байки. Ведь первые "Аленки" появились не только до полета Терешковой, но вообще до первого полета в космос человека - Юрия Гагарина. Впрочем, многим ресурсам на это, мягко скажем, наплевать, с логикой они не дружат и продолжают тиражировать данную версию.
Но вернемся к истории. Название - это полдела, важно, как будет выглядеть новый товар. И фабрика приняла решение о разработке фирменного портрета для обертки. Поначалу на ней была изображена милая мордашка девочки в косынке треугольничком. Мало кто знает, что ту, первую Аленку, 1960 года, на самом деле звали Сашей, и она реально существующий человек. Жила тогда Саша Егорова в поселке Северном под Москвой, и когда ее сфотографировали, было ей пять лет.
Чуть позже была еще и вот такая "Аленка", и тоже сделанная с реальной фотографии. Но как звали девочку - Бог весть...
Что касается рецептуры, то первые эксперименты не приносили требуемого результата: когда перебарщивали с молоком, шоколад не формовался, когда его недоливали, не было нужного вкуса.
В 1966 году, когда было, наконец, найдено необходимое соотношение ингредиентов, руководство "Красного Октября" совместно с газетой "Вечерняя Москва" объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет прототипом шоколадной "Аленки". Правда, был конкурс проведен или не был, выяснить достоверно не удалось. Известно только, что на конкурс было прислано множество фотографий, и некоторые из них использовались в оформлении шоколадной обертки до утверждения "канонического" образа "Аленки".
Автором всемирно известной обертки историки называют художника Н. Маслова. Причем скромно так называют, даже не сообщая имени. Мне отыскать его имя тоже не удалось, да и сложно это при такой распространенной фамилии. (Тут хочется сделать отступление не по теме: как можно изучать историю и верить сей уважаемой науке, когда даже события такого недалекого прошлого - и те покрыты мраком неизвестности?)
Скорее всего, история этикетки началась с одной фотографии, которую сделал Александр Михайлович Геринас. Снял фотограф где-то между 1957 и 1960 годом маленькую девочку в по-русски пестром платочке.
Здорово снял. Говорят, что помещался снимок на выставке и в журнале "Советское фото". Но не запомнил бы снимок никто, если бы не поместили его на обложке январского номера журнала "Здоровье" 1962 года, очень популярного в СССР и издававшегося 800-тысячным тиражом. Выбор, в общем-то, оправдан: доверчивое мягкое лицо девочки с широко распахнутыми глазами и румяными щечками дышало довольством и здоровьем. Об имени девочки ничего в журнале не сообщалось. В конце номера только такие слова: "На первой странице обложки: "Ты смотришь на мир с восторгом - и ты не ошибаешься, малышка! Мир действительно прекрасен". И еще фамилия фотографа.
Далее дело, скорее всего, было так. Маслову (или какому-то другому художнику) попался на глаза журнал, и на его основе была нарисована этикетка. Однако кое-какие изменения можно обнаружить. На снимке у девочки глаза карие, на этикетке голубые. Трудно, кстати, сказать, зачем надо было изменять "шоколадные" глаза для шоколадной этикетки? Может, чтобы подчеркнуть "русскость" типажа? Форма бровей в рисунке этикетки также немного изменена. Лицо чуть удлинено. Чуть изменен рот - прикрыт, нижняя губа получила менее младенческую форму. Остальное все одинаково - даже рисунок и форма платка, даже принцип завязывания узла...
Как ни велик был тираж журнала, но с тиражами этикетки его не сравнить. Позабылась девочка с обложки так, что даже стали разыскивать в начале 90-х "прототип" Аленки с этикетки одноименного шоколада. И признали прототипом рисунка этикетки ту фотографию с январского номера, а в качестве модели - дочь фотографа Елену Геринас. Даже приглашали ее на "Красный Октябрь", где вручили ей приз и свою сладкую продукцию. Но чем все кончилось - об этом чуть позже.
Когда вышел шоколад "Аленка", почти сразу же появились и стишки:
Познакомиться с Аленкой из детишек каждый рад.
Покупайте, покупайте, покупайте шоколад!
Шоколад "Аленка" - милая девчонка.
Глазки голубые, волосы льняные,
Щеки - будто маков цвет.
Ей совсем не много лет.
Года два, а, может, три,
Что за прелесть! Посмотри!
Очень вкусный шоколад
Приготовили для нас.
Он питательный и нежный/
И для всех людей полезный!
Вот такой поэтический шедевр... Да и надо ли ждать большего от шестнадцатилетней девочки, которая написала на фабрику "Красный Октябрь" письмо со своими стихами? Стихи понравились, и их напечатали с обратной стороны шоколадной обертки. В сущности, это была одна из первых кавайных (т.е. милых, сюскающих) реклам. Девочку, кстати, звали Саша Егорова...
В чем же сила "Аленки"? Очевидно, что лицо человека, сфотографированное крупным планом и обращенное к нам анфас, привлекает внимание сильнее, чем другие изобразительные решения. Яркость, праздничность, лаконизм оформления и миловидность модели тоже, что называется, были "налицо". Но главное - глядя на этикетку "Аленки", советский покупатель видел "портрет" своего собственного ребенка, желания которого в советском мире всеобщих табу, запретов и долженствований оставались без удовлетворения. Портрет довольной Аленки для советского рабочего и служащего был своеобразным знаком, разрешающим пойти навстречу своему "хочу", побаловать себя и купить продукт не для пропитания, а для собственного удовольствия.
С течением времени немного испуганное лицо "Аленки" превращалось в более спокойное, "увешивалось" медалями, обзаводилось друзьями, ненадолго менялся дизайн, который так и не прижился... Миллионы наших сограждан в одночасье полюбили милую девочку в платочке и пожелали назвать в ее честь своих дочерей. Не Еленой, не Аленой, а именно Аленкой! От засилья девочек с таким именем страну спасли запрет на внесение в документы имен в уменьшительно-ласкательной форме и стойкое мужество работников ЗАГСов.
Но даже после принятия окончательного варианта нет-нет, да и появлялись новые этикетки "Аленки", главным образом, к праздникам, например, Аленка-снегурочка:
Девочки маленькие и постарше, сфотографированные и нарисованные, портретные решения и фигурки в рост... Была очень симпатичная "Аленка" с девочкой в красном платке и красном сарафане, обнимающей березку:
Была хохочущая девчушка с охапкой цветов:
В общем, этикетку художники крутили и так, и эдак:
В 1999 году девочке придумали друга Кузю и шоколад стал называться "Кузя, друг Аленки". Симпатичный вихрастых конопатый мальчишка...
Но и этот "рыжик" чем-то не угодил. Исчез "Кузя" не только потому, что вкусом был не так хорош, как его "подружка", но и вроде бы по причине, что в развитие бренда предложили некие шутники выпускать еще и "Кузькину мать", а также других родственников. В принципе, в те годы чего только не было...
В принципе, на фабрике сами подставились: что стоило назвать мальчика не Кузей (можно подумать, самое популярное русское имя!), а хотя бы Ваней. И не было бы никакой Кузькиной матери...
Были и откровенно неудачные варианты. Например, вариант 1968 года. Называется "Аленка поздравляет с Первомаем". Из-за непонятного коричневого "забора", долженствующего обозначать, видимо, шоколад, высовывается блондиночка в красном платочке. Расфокусированный взгляд, губы - как на американской рекламе 50-х годов, блуждающая улыбка наркоманки... Не девочка, скорее, женщина в стиле Мэрилин Монро - "прелесть-какая-дурочка".
Или тоже "майская" "Аленка" 1967 года выпуска. Создается ощущение, что не художник-дизайнер это нарисовал, а ребенок лет десяти - с пропорциями, анатомией и вообще художественным решением полная беда...
Но самый ужасный - это вариант 1976 года. Остряки назвали его "кладбищенской версией". Не правда ли, белая рамка до боли напоминает надгробие с завитушками? Сходство с надгробием усиливает и портрет в овальной рамке. Вот бы посмотреть в глаза тому дизайнеру! (Цена этого "шедевра", кстати, не 80 копеек, а полтора рубля. Видимо, доплата за надгробие...)
В общем, только "Аленка" с фото Геринаса оказалась живучей - ни одной ее "сестричке" не удалось продержаться на обертке столько, сколько ей. "Над этой картинкой работали разные художники, и каждый вносил какие-то изменения, - рассказывает Галина Болдина, которая за 48 лет работы на фабрике проделала путь от розничного цеха до кабинета заместителя президента. - Покупатели не замечали, но обертка менялась на протяжении многих лет: фон становился то бледнее, то ярче, даже щечки у Аленки стали румяней".
А что же происходит с этим шоколадом сегодня? Но для начала - что сегодня происходит с людьми. Выросшая Елена Геринас подала в суд иск к держателям торговой марки "Аленка". Елена пыталась доказать, что на шоколадной обертке - именно она, а, стало быть, фабрика, тиражируя снимки без разрешения, нарушает ее авторские права. В качестве возмещения ущерба Елена требовала с фабрики аж 5 миллионов рублей.
Суд длился почти два года. Эксперт-криминалист Минюста Зотов исследовал изображение девочки на этикетке шоколада и на обложке "Здоровья", насчитал 18 общих признаков (были рассмотрены чуть ли не под лупой десятки фотографий маленькой Леночки Геринас), и признал, что это одно и то же лицо. Однако представитель ответчика продолжал настаивать на том, что на этикетке знаменитой "Аленки" присутствует собирательный образ, допуская при этом, что художник фабрики мог использовать фотографию истицы. Суд назначил дополнительную экспертизу, на разрешение которой были поставлены новые вопросы: является ли рисунок на этикетке шоколада "Аленка" самостоятельным творческим произведением? Является ли изображение на этикетке рисованным воспроизведением фотографии Е.Геринас?
Сравнивая два изображения, эксперт-художник пришел к заключению, что изображение на этикетке шоколада является самостоятельным творческим произведением, а не рисованным воспроизведением фотографии. Иск повзрослевшей "Аленки" был оставлен без удовлетворения. Хотя сходство - налицо, и экспертом быть не нужно! Просто 5 миллионов платить не хочется...
А вот эта женщина ни на что не претендует. Она просто веселится от своего сходства:
Одри Хэпберн - тоже:
А вот теперь можно поговорить и о том, что происходит с шоколадом. Вообще в мире шоколада многое изменилось. Вкус - по мнению подавляющего большинства покупателей - стал хуже. Обертка тоже изменилась. Раньше плитки заворачивались в фольгу "в конверт", затем обандероливались с двух или четырех сторон этикеткой. Сейчас сразу заворачиваются "в конверт" кашированной бумагой-фольгой. Вроде и дизайн не изменился, а вроде что-то не то... Что-то во всем этом ненастоящее. Пластиковое. И шоколад - как пластилин...
Помните, с каким кайфом мы в детстве брали в руки шоколад, аккуратно снимали обертку, стараясь не порвать, потом разворачивали фольгу... Теперь все какое-то блестящее, ненатуральное... И шоколад, и вермишель "Ролтон", и рис пакуют одинаково: в плоский пакет, запрессованный с двух сторон. И вот на этом фоне спасибо "Красному Октябрю" (который сейчас называется несколько по-иному): "Аленку" там иногда заворачивают конвертом, хоть и не в фольгу. Хоть что-то осталось в нашей жизни незыблемого...
Кроме "классического" молочного варианта выпускается сейчас шоколад "Аленка" с разными добавками: с кусочками фундука, с кусочками фундука и изюмом, с кальцием и т.д. Девочка в платочке красуется на бисквитных пирожных в шоколаде и шоколадной пасте, печенье и батончиках, вафельных тортах и рулетах...
А сколько вариантов плиток появилось! Есть даже в виде порционных стиков с начинками. Есть карамель и шоколадные конфеты. Когда их много, смотрится, согласитесь, жутковато...
Появляются и пародии, правда, не на прилавках, а в интернете. В плане пародий шоколад "Аленка" оставил далеко позади Джоконду - рекордсмена по пародиям. Пародии на обертку бывают удачные, бывают просто гадкие. А иногда и смешные. Например, шоколад "Ильчжимёнка". Для тех, кто не знает, это - фотошоп с корейским певцом и актером Ли Джун Ки из драмы "Иль Джи Мэ". Симпатичное кареглазое лицо молодого корейца, удивительно смахивающего на "каноническую" "Аленку", вписано в платочек и помещено на классический фон. Не знаю, какой весельчак это сделал, но я была в восторге и смеялась до слез.
Встречаются и вот такие идеи - не из самых пошлых:
Впрочем, вряд ли все это волнует маркетологов "Красного Октября". Ведь это лишь подтверждение популярности бренда (у которого, кстати, есть собственный сайт. Не у фабрики, а именно у бренда! Непонятно, правда, зачем он нужен, этот сайт: исторических фактов об истории шоколада там кот наплакал, а видов старых оберток - штуки 3-4).
Популярность "Аленки" подтверждается и наличием у нее "кузин" - марок шоколада, названия которых явно пошли от "Аленки", причем не в наше время, когда все можно и никаких запретов - ни нравственных, ни юридических. Все эти "кузины" рождались еще в советское время. Например, шоколады "Алина" и "Алена" (очень похожи по дизайну на "Аленку", и лицо девочки практически один в один, но только здесь не рисунок, а фотография), "Озорная Аленка", "Оленка" из Украины, "Аленка" из Эстонии, Литвы и даже Испании.
Появлялись и клоны, причем даже не на "Аленку", а на "Алину":
Выпускали шоколад "Аленка" с совершенно иным дизайном и другие фабрики Советского Союза:
"Оленка", кстати, в таком виде, сохранившемся с советских времен, выпускается на Украине до сих пор.
Характерно, что всенародная любовь к этому шоколаду с годами не ослабела. Например, широко известнее такой факт: один из наиболее известных чеченских полевых командиров, главнокомандующий вооруженными силами Ичкерии Руслан Гелаев умер с шоколадкой "Аленка" в руке. Но это какой-то грустный пример получился... Возьмем забавный. В Нижнем Новгороде не так давно проводилась проверка по факту кражи шоколада "Аленка". 8 июня двое молодых жителей областного центра Шахунья украли из магазина самообслуживания ни много ни мало, а 86 плиток этого шоколада. То ли они потеряли контроль над собой, так как относятся к шоколадозависимым людям, то ли это было умышленное преступление, так или иначе, в этом разберется следствие. Ущерб, нанесенный от кражи, составил 3409 руб.
Кстати, о краже. Злые языки поговаривают, что изначально идею с девочкой в платке на фабрике стащили у немцев. У них детский сок "Rotbäckchen" с похожей девочкой выпускается с 50-х гг.
Но, скорее всего, это неправда. Девочка в платочке - что может быть характернее для любой страны?
Хотя если посмотреть на некоторые изощрения "Красного Октября", то начинаешь сомневаться в незыблемости платочка...